«История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».
( В. О. Ключевский)
В начале двадцатого века современники называли одиннадцать казачьих войск жемчужинами в блистательной короне Российской империи. У каждого войска были свои традиции, герои, своя история. А потом появилась одна, общая для всех войск - послереволюционная история уничтожения казачества. Почему? Революционный 1917 год, стал переломным в истории России и казачества, привел к расколу общества, гражданской войне, кровавому террору…, а что этому способствовало и почему проросла идея раскола, живая и в настоящее время?
Надо отметить, что Кубань перед Первой мировой войной была передовым аграрным регионом. В трехмиллионной казачьей Кубани само казачество составляло 46% населения, три четверти земельной собственности было в руках Кубанского казачьего войска. Здесь жили крестьяне и иногородние, которые не имели земли, а также черкесы и адыги. Февральскую революцию Кубань встретила спокойно, поддержав ее объявлением «Праздника свободы». В присутствии тысяч горожан на Соборной площади Екатеринодара состоялся молебен в поддержку новой власти, а не ошиблись ли уже тогда все поддержавшие? Городские учреждения и войска гарнизона приняли присягу на верность Временному правительству. В городе были сняты царская символика, портреты царских особ. Атаман Михаил Бабыч продолжал выполнять свои обязанности до тех пор, пока Временное Правительство не прислало конституционного демократа и казака станицы Брюховецкой Кондрата Бардижа, поддержавшего демократический переворот, уже 2 марта 1918 года расстрелянного красноармейцами вместе с сыновьями. На Кубани повсеместно состоялись многочисленные митинги с лозунгами в поддержку революции, за мир и хлеб. На Кубани поддержкой у крестьян пользовался лозунг «земля тем, кто её обрабатывает!».
В апреле 1917 года на I съезде представителей населенных пунктов Кубани был избран Кубанский областной Совет как высший орган гражданской власти в области, а его участники-казаки объявили себя Кубанской краевой войсковой Радой. Было избрано Временное войсковое правительство и атаман полковник Александр Филимонов. В октябре состоялись выборы в Кубанскую законодательную Раду. В них не участвовали иногородние, проживавшие на Кубани менее трех лет, и рабочие.
К тому времени обозначилось, что кубанское казачество не едино. Фронтовики, прибывшие с фронта, не хотели воевать ни за какую власть. Их позиция звучала так: «Мы не большевики, не кадеты, мы казаки-нейтралитеты». У них изменилось и отношение к иногородним: тяготы и лишения военной поры объединило их, сделало более терпимыми. В то же время произошел раскол между казаками-фронтовиками и стариками. Казаки низких чинов входили в противоречие со старшинами из-за передела общинной земли. Наделы у простых казаков становились все меньше.
1 ноября 1917 года открылась первая сессия Кубанской законодательной Рады, на которой председателем был избран Н.С. Рябовол, сторонник кубанской государственности в рамках федерации. В политической области Рада отстаивала незыблемость казачьих прав и привилегий при сохранении неполноправности иногородних.
После падения самодержавия потомки черноморских казаков, экономически и политически более сильные, стояли зачастую на откровенно проукраинских, сепаратистских позициях, выступая за «самостийность». Русскоязычные линейцы видели себя только в составе России. Часть деятелей Рады, так называемые «черноморцы» или федералисты, к которым принадлежали Н.С. Рябовол, Л.Л. Быч, являлись сторонниками автономии Кубани, ее «самостийного» существования, другие - «линейцы» придерживались курса на развитие области в составе единой и неделимой России. К ним принадлежал и атаман А. П. Филимонов.
Известие о новой революции в Петрограде не произвело особого впечатления на казаков. Многие в неё не верили; другие полагали: власть большевиков продержится недолго и всё вернётся на круги своя. Это был период, когда казаки ещё надеялись на лучшее, не хотели воевать. А,может, зря? Миролюбивые настроения наблюдались и у красных. Большевики обещали: всему народу - мир и хлеб, рабочим - фабрики и заводы, крестьянам - землю, многочисленным нациям - право на самоопределение. Эти изначально фальшивые, но привлекательные ленинские обещания грели душу и уводили от основных мыслей не имевших земли иногородних, но вызывали неприятие у казаков.
Для кубанского казачества 1917 год - это рубеж, окрашенный багровым цветом крови. Государственный переворот последовавшая за ним Гражданская война 1917-1922 гг. характеризуются прежде всего происшедшим Расколом. Расколом сложного многоликого российского общества на «красных» и «белых». В России за период первой Мировой и Гражданской войны погибло около 10 млн человек, а впереди были голодомор, репрессии и т.д.
Трещина раскола неумолимо прошлась и по кубанскому казачеству, разделив его на сторонников новой Советской власти и тех, кто отстаивал завещанный предками уклад жизни, обычаи, традиции.
Историки до сих пор спорят о цифрах потерь кубанского казачества в это страшное время. И цифры эти разные, от 900 000 до 1,5 миллионов убиенных казаков, а трагедия их семей, оставшихся без куска хлеба, земли, имущества? Горе вошло почти во все кубанские семьи. А разве возможно измерить страх, ненависть, ожесточение, которые воцарились в душах кубанских казаков и стали передаваться из поколения в поколение чуть ли не на генетическом уровне?
Последовавшая после поражения Белой армии на Юге России эмиграция стала следующим испытанием на твердость казачьего духа. Голгофой русского казачества стал греческий остров Лемнос, куда поздней осенью 1920 года высадились кубанские, донские и терские казаки вместе с белой армией адмирала Врангеля. 130 тысяч человек покинули русский берег. Где они? Царствие им небесное… И только в 2009 году на Лемносе был открыт Мемориал, а кубанские казаки по обычаю повязали вокруг Памятного креста рушник и рассыпали на могилы привезенную с Кубани землю…
А казачество, оставшееся в 20-е годы на Кубани, уничтожалось физически после пресловутого декрета Ленина-Свер
длова-Троцкого о поголовном уничтожении казаков. Стирались людские судьбы, выкорчевывалась казачья ментальность, переименовывались станицы, уничтожались фотографии. Людей выселяли и уничтожали за то, что они- казаки. После репрессий возвращаться практически было некому…
Когда с устоями казачьей жизни было покончено, Лицемерная власть вернула казакам право призываться в армию. Был издан приказ наркома о создании 12 казачьих дивизий с казачьей формой одежды. В 1935 году во время концерта казачьего хора в Москве Михаил Шолохов, всегда сопровождавший казаков в столицу, предложил принять Сталина в казаки. Сталин согласился, поставив условие, чтобы его кандидатура была выставлена на открытое голосование, как и положено у казаков на сходе. Вот такие невероятные повороты делает иногда жизнь…А в следующем году в Ростове прошел первый слет крупнейших казачеств Дона, Кубани и Терека. Фарисейству коммунистической идеологии не было предела.
В годы Великой Отечественной войны свыше 100 тысяч казаков были награждены орденами, а 279 получили высокое звание Героев Советского Союза.
Однако, мысль об истреблении казачества Сталин не забыл и заключил договор о выдаче казаков, находящихся в Европе после войны. Вот трагедия Лиенца : более 60 тысяч избитых, униженных, расстрелянных и доведенных до самоубийства казаков. Вот память Раскола, в которой еще далеко не все сказано, а, тем более, осознано в наши дни!
«После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи». / В.В.Путин/
|