СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, ЧТО МЫ КАЗАКИ! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Казаки всегда были и остаются верными слугами Бога и Отечества. Но казачье православие имеет некоторую специфику, соединяя христианство и воинские традиции. Основой для такого сочетания служат слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» ( Иоанн, 15,13). Восприятие казаками боя как священнодействия всегда сохранялось в казачьем сознании. Свои победы казаки рассматривали как один из важнейших способов возвеличивания Христова имени. «От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имеем, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного народа»,- так говорили запорожские казаки.
Вера была важнейшим способом поддержания воинского духа. Со времен Запорожья казаки связывали свои успехи с заступничеством Божиим и своим правильным поведением, а все свои неудачи считали следствием грехов. Общеизвестен тот факт, что кубанские казаки в момент смертельной опасности всегда уповали на заступничества Богородицы.
Молиться Богу нужно везде. Но молитва в церкви "едины усты", "единым сердцем" скорее доходит до Бога.
Правила благочестивого поведения в храме
1. По дороге в храм повторяй молитву Иисусову: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".
2. Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей.
3. В храме по обычаю мужчины должны стоять в правой стороне, а женщины - в левой.
4. В храм надо приходить в скромной одежде с длинным рукавом. Женщинам следует быть с покрытой головой, не крашенными губами, в юбке приличной длинны. Не подобает христианке приходить в храм в брюках.
5. Христианин всегда должен носить на себе нательный крест.
6. Войдя в храм, сотвори три поясных поклона с крестным знамением (изображением на себе креста).
7. Твори крестное знамение с благоговением и не спеша, не искажая креста. При крестном знамении первые три пальца руки соединяют вместе в честь Пресвятой Троицы, два пальца (безымянный и мизинец) прикладывают к ладони, что означает две природы Христа (Бог и человек). Сложив пальцы, полагают их на лоб, затем на живот, затем на правое и левое плечи и только потом совершают поклон. "Крест не только пальцами должно изображать, но должно ему предшествовать сердечное расположение и полная вера".
8. В храм входят до начала богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Перед целованием иконы принято положить перед ней два поясных поклона с крестным знамением, а третий после целования. Почитая икону, мы кланяемся тому, кто на ней изображен, воздавая через образ поклонение первообразу.
9. Когда проходишь мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением.
10. Нежелательно во время службы ходить по храму, ставить свечи, ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона подобает хранить благоговейное молчание, нельзя беспокоить других вопросами и просьбами передать свечу.
11.В храме не любопытствуют, не рассматривают молящихся, а вникают в богослужение, участвуют в общей молитве. Если слова молитв и песнопений не понятны тебе, твори про себя молитву Иисусову.
12. Приучай детей молиться, ходить в храм, вести себя в храме благочестиво.
13. В православном храме должно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомленным.
14. В храме никого не осуждай, замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешает общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за тех, кто грешит.
15. Не нужно покидать храм до конца богослужения.
16. Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах - исповеди и разрешительной молитвы священника (исключение делается детям до 7 лет). Готовящиеся к Причащению должны как минимум 3 дня соблюдать пост (воздерживаться от мясной, молочной и рыбной пищи); быть накануне на вечернем богослужении; придя домой, прочитать из Молитвослова полное правило ко Причащению, которое состоит из: 1) канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, 2) канона молебного ко Пресвятой Богородице, 3) канона Ангелу-хранителю, 4) последования ко Святому Причащению; с 12 часов ночи ничего не есть и не пить.
17. Перед Причащением руки сложи на груди крестом (сверху правая), с верой и любовью ко Христу причастись Его Святых тела и крови, поцелуй низ чаши, но не крестясь, и отойди к столику запить Причастие теплотой. После выслушай (прочитай) Благодарственные молитвы.
18. По окончании литургии приложись ко кресту, который дает верующим священник у алтаря.
19. Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
Молитвы, которые должен знать каждый казак
Отче наш:
Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, Яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши, якоже и мы остав-ляем должникам нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.Аминь.
Символ Веры:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и по-гребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголившаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века, Аминь.
Начальные молитвы:
Царю небесный, Утешителю, Душе истины. Иже везде сын и вся исполняй, Сокровище благих и ижзни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятие:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице:
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Окончание молитв:
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава, и ныне: ... Господи, помилуй... (трижды) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Молитва за Отечество:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным людям на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Молитва Ангелу Хранителю:
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.
Молитва святому, имя которого носишь:
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Перед началом всякого доброго дела:
Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Твоей наичнаемая, Твоим благословением исправи, и нас избави от всякого зла, яко Един всесилен и человеколюбец.
Перед обедом:
Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, Яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи помилуй... трижды. Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Перед ужином и перед лёгким перекусом:
Очи всех на Тя, Господи уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи помилуй... трижды. Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
После еды:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ: не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия. Но яко посреди учеников Твоих пришел еси, Спасе, мира дая им, прииди к нам и спаси нас.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи помилуй... трижды. Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитва Святого Макария Великого (вторая):
Господи, Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец прости ми: мирен сон и безмятежен даруй ми: Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Ты еси хранитель душам и те лесем нашим, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва перед причастием:
Верую, Господи, и исповедую яко Ты еси воистину Христос Сын Бога живаго, пришедший в мир грешным спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости прегрешения моя, вольныя и невольныя, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением: и сподоби мы неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств во оставлении грехов ив жизнь вечную. Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прийми: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, по яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, so Царствии Твоем.
_____________________________________________________________
Воинские молитвы
Молитвы за Родину
1. Молитва за Отчизну
2. Молитва за народ православный
3. Молитва за Россию и воинство Её
4. Молитва о прекращении раздоров, крамол и нестроений внутренних
5. Покаянная молитва, которую читали в церквах в России во дни смуты
Молитвы святым воинам
1. Молитва Св. Георгию Победоносцу
2. Молитва Св. мученику Иоанну Воину
3. Молитва Св. благоверным князьям Российским, страстотерпцам Борису и Глебу
4. Молитва Св. благоверному князю Александру Невскому
5. Тропарь Св. благоверному великому князю Димитрию Донскому
6. Тропарь Святителю Никите, епископу Новгородскому
7. Молитва Преподобному Иову, игумену и чудотворцу Почаевскому
Молитвы перед битвой
1. Молитва первая
2. Молитва вторая Св. мученика Феодора Стратилата
3. Молитва третья Св. Архистратигу Божию Архангелу Михаилу
4. Молитва четвёртая Небесным Силам
5. Молитва Кресту Господню
Молитвы во время битвы
1. Стихи пророческие
2. Из псалма 67
3. Псалом 90
4. Перед иконой "Знамение", еже в велицем Новеграде (27 ноября / 10 декабря)
5. Молитва пред иконою "Владимирская" ( 21 мая / 3 июня, 23 июня / 6 июля и 26 августа / 8 сентября)
6. Молитва пред иконою Тихвинской (26 июня / 9 июля)
7. Во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных Перед иконою Казанскою (22 октября / 4 моября и 8 / 21 июля)
Молитвы после битвы
1. Молитва благодарственная
2. Песнь хвалебная Св. Амвросия, епископа Медиоланского, поемая в час благодарственных Господу Богу молебнов
3. Молитвы воина в болезни, в ранах, и во всякой скорби сущаго
4. Молитва над болящими
5. Молитва болящего воина ко Господу Спасителю
6. Молитва Св. мученика Евтропия воина, в ранах и страданиях
7. Молитва заключённого воина
8. Чин литии, о упокоении усопшего
9. Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных
10. Молитва о возвращении мирных времен преподобного Ефрема Сирина
Молитвы на воинскую потребу
1. Молитва перед отправлением в плавание
2. Молитвы на море плавающих
3. Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы Леньковской, именуемой "Спасительница утопающих"
4. Молитва перед полётом
5. Молитва водителя
6. Молитва о прекращении пожара
7. Молитва вседневная воинская
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в Новочеркасске
14 октября 2009 г. 16:10
14 октября, после богослужения в Вознесенском соборе Новочеркасска, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, которое состоялось в Атаманском дворце Новочеркасска.
Предстоятеля Русской Православной Церкви в здании Атаманского дворца встречали заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации А.Д. Беглов, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) А.В. Кибовский, атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», депутат Государственной Думы ФС РФ В.П. Водолацкий, министр культуры Ростовской области С.И. Васильева.
В Атаманском дворце директор Новочеркасского музея истории Донского казачества Светлана Сединко и директор Краснодарского историко-архитектурного музея-заповедника им. Е.Д. Фелицина Андрей Еременко ознакомили Святейшего Патриарха Кирилла с экспозицией казачьих реликвий донского и кубанского казачества.
Затем Святейший Патриарх Кирилл прошел в зал заседания Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
Заседание Совета открыл А.Д. Беглов, огласивший приветствие Президента России Д.А. Медведева.
Затем на заседании выступил Святейший Патриарх Кирилл, отметивший, что сегодня заседание Совета по делам казачества «проходит на земле, где веками складывались православные устои жизни, твердо соблюдались евангельские законы — как в семье, так и в обществе». По словам Его Святейшества, на Донской земле всегда превыше всего ценились «долг и честь, мужество и отвага, любовь к Отечеству и готовность отдать жизнь свою "за други своя" по слову Божиему» (см. Ин. 15:13). Святейший Патриарх выразил надежду, что и впредь казачество пребудет верным своим традициям, укорененным в вере, преданным Отечеству.
«Сознавая важность возрождения казачества, я принял решение взять под особое Патриаршее духовное водительство казачье сообщество России», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
Участники заседания одобрили и единогласно утвердили список направлений взаимодействия Русской Православной Церкви и Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Это взаимодействие, в частности, предполагает:
совместное участие в проведении торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям истории российского казачества и Русской Православной Церкви;
расширение участия представителей Русской Православной Церкви в работе Совета по делам казачества, а также рабочих групп и секторов по делам казачества в субъектах Российской Федерации;
расширение участия представителей Русской Православной Церкви в работе хуторских, станичных, городских, районных войсковых казачьих обществ;
оказание представителями Русской Православной Церкви методической и консультативной помощи Совету и казачьим обществам в подготовке церковно-общественных мероприятий;
участие представителей Русской Православной Церкви в реализации Указа Президента Российской Федерации от 30 августа 2009 года «О смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус»;
активизацию работы по реализации соглашений о сотрудничестве между епархиями Русской Православной Церкви и отдельными региональными органами управления образования с учетом казачьего компонента.
Заседание Совета стало последним пунктом официальной программы пребывания Предстоятеля Русской Церкви в Ростовской и Новочеркасской епархии. Сегодня днем Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву. В аэропорту Его Святейшество провожали митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, полномочный представитель президента России в Южном Федеральном округе В.В. Устинов.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Из обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Уважаемые казаки и казачки, дорогие братья и сестры! Русская православная церковь, как и вся Россия, с надеждой смотрит ныне на возрождение казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа «православного рыцарства». Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать православную веру и родную землю до самопожертвования - эти чувства были характерными для казаков. Казачество в России всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,ТЗ). И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине. Сегодня перед российским казачеством вновь открывается возможность служить вере и Отечеству. Закончилось время испытаний и забвения преданного служения казачества государству Российскому. Мы надеемся на ваше участие в возрождении не только своих исторических земель, но и России в целом. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу и святой Православной церкви, ибо без этого невозможно будет подлинное возрождение казака-воина, землепашца и первопроходца. Выражаю надежду, что жизнь, служба и труды российских казаков на пользу Отечества и в лоне Церкви будут способствовать сохранению мира и согласия между народами всего Отечества. Храните нашу Русь - Дом Пресвятой Богородицы! Да благословит всех вас Господь на верное служение государству Российскому и народу нашему!»
|